Жанры кино

Практически нет людей на земле, которые бы не любили смотреть кинофильмы. Кто — то- приключения или фантастику, что дает возможность окунуться в неизведанные миры, а кто — то- лирические истории, чтобы поплакать над несчастной любовью. Впрочем есть такие, которые увлекаются детективами и боевиками, чтобы «пощекотать» нервы, а немало других ценят юмор и отдают предпочтение комедиям, чтобы отвлечься от обыденности. Впрочем все, просматривая фильм, хотят получить новые впечатления, пережить разные эмоции. И кино дает такую возможность. Потому что оно имеет богатую палитру тем, образов. Время после просмотра фильма у человека возникает желание изменить свою жизнь к лучшему, она начинает это осуществлять, ориентируясь на киногероя — смелого или сообразительного. Кстати, подборки фильмов и сериалов вы можете увидеть на страницах нашего специализированного сайта.

Как вам уже известно, все виды искусства распределяют по жанрам, однако в каждом из них — музыке, живописи — это разделение специфический.

Какова же специфика киножанров? Это разделение фильмов на группы за определенными художественными формами, которые имеют схожие черты внутреннего строения, на основе родственных тем, образов-типажей. Киножанры не имеют четких границ, они взаимопроникают, поэтому часто фильм можно отнести к нескольким жанровым группам. Традиционные жанры переосмысливаются, возникают новые. Следовательно, любая система жанров всегда условна, открытая к изменениям.

В кино нет единого общепринятого набора жанров (как, например, в живописи), по которому можно было бы точно классифицировать все кинофильмы. Кроме того, большинство художественных кинофильмов можно смело отнести к более чем одному жанру. Поэтому говорить о нижеприведенную системе жанров художественного кино можно лишь с большой долей условности. Эта система скорее была сформирована самими зрителями на основе личных впечатлений, чем кино в рамках научных исследований. Однако, эта система широко распространена и, в определенной мере, общепринятая.

  • Экшн — этот жанр иллюстрирует известный тезис «добро должно быть с кулаками». Фильмы этого жанра зачастую не имеют сложный сюжет. Главный герой обычно сталкивается со злом в  его проявлении: преступление, коррупция, терроризм, убийство. Не находя иного выхода, главный герой решает прибегнуть к насилию. В результате уничтожению подвергаются десятки, а иногда и сотни злодеев. «Хеппи энд» (англ. happy end — счастливый конец) — непременный атрибут экшена, зло должно быть наказано.
  • Вестерн — в классических фильмах этого жанра действие происходит на диком Западе Америки в XIX веке. Конфликт обычно разворачивается между бандой преступников, представителями властей и охотниками за наградой (англ. bounty hunter). Как и в обычном экшн-фильме, конфликт разрешается насилием со стрельбой. Вестерны пропитаны атмосферой свободы и независимости, характерной для запада Соединенных Штатов.
  • Гангстерский фильм — действие фильмов этого поджанра зачастую происходит в США в 1930-е годы — во время расцвета гангстерских группировок. «Разборки» между гангстерами и являются основой сюжета таких фильмов.
  • Кино боевых искусств — фильмы этого поджанра сюжетно мало отличаются от обыкновенных фильмов жанра экшн. Но в противостоянии персонажей карате-фильмов упор делается не на применение огнестрельного оружия, а на рукопашные схватки с применением приемов восточных боевых искусств, например, каратэ.
  • Приключенческий фильм — в отличие от экшена, в приключенческих фильмах акцент смещен с грубого насилия на смекалку персонажей, умение перехитрить, обмануть злодея. В приключенческих фильмах герой должен оригинально выпутаться из сложных ситуаций. «Хэппи энд» также очень вероятен.
  • Детективный фильм — жанр, произведения которого неизменно содержат иллюстрации преступных деяний. Из этих деяний вытекают расследование и поиск и обвинение виновных. На протяжении картины у зрителя, как правило, возникает желание провести собственное расследование и выдвинуть собственную версию преступления.
  • Фильм-драма — специфику жанра составляют сюжетность, конфликтность действия, обилие диалогов и монологов. Драмы изображают в основном частную жизнь человека и его острый конфликт с обществом. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощенных в поведении и поступках конкретных героев фильма.
  • Трагедия — наверняка театральную трагедию не следует рассматривать как отдельный случай драмы, но в кинематографе это в принципе верно. Основу трагедии также составляет столкновение личности с миром, обществом, судьбой, выражение в борьбе сильных характеров и страстей. Но, в отличие от обычной драмы, трагическая коллизия обычно завершается гибелью главного героя.
  • Камершпіле — разновидность драмы, сложившийся в немецком театре, искусстве и кино в начале 1920-х, характерными признаками которого являются психологизм на грани с натурализмом, попытка раскрыть внутреннюю сущность обычно немногочисленных персонажей — представителей среднего бюргерства и чиновничества, социальный пессимизм.
  • Исторический фильм — фильмы этого жанра реконструируют исторические события, реально происходившие.
  • Военный фильм — название говорит само за себя, это фильмы о войне.
  • Кинокомедия — к этому жанру относятся фильмы, которые ставят целью рассмешить зрителя, вызвать улыбку, улучшить настроение.
  • Комедия состояний (ситуаций) — это классический вид комедии, основанный на том, что герои фильма попадают в курьезные, смешные положения. Чаще всего сценарий пишут именно в таком поджанре. Такие фильмы часто понятны людям разных поколений.
  • Комедия характеров — это классический вид комедии, основанный на том, что комическое фильма основан на смешных особенностях персонажа (англ. character — «персонаж», отсюда и название поджанра), Такие фильмы, как правило, «живут» лишь в своей эпохе, и зачастую непонятны людям других поколений.
  • Черная комедия — комедия, построенная на использовании «черного» юмора. «Черные» комедии за предмет своей забавы имеют отвержение моральных ценностей, вызывающих мрачную улыбку[1].
  • Пародия — вид комедии, основанный на пародировании чего-либо (например, на пародировании других фильмов).
  • Фарс — комедия легкого содержания с чисто внешними комическими приемами.
  • Мелодрама — произведения этого жанра раскрывают духовный и чувственный мир героев в особенно ярких эмоциональных ситуациях, часто на основе контрастов: добро и зло, любовь и ненависть и тому подобное.
  • Любовная история — любимый жанр большинства женщин всего мира. В таких фильмах зачастую описывается красивая и глубокая любовь, которую не понимают окружающие и которой препятствуют сложные обстоятельства.
  • Семейный фильм — детские фильмы и фильмы, предназначенные для просмотра всей семьей. Фильмы этого жанра зачастую лишены насилия, имеют множество элементов мелодрамы и комедии с незамысловатым юмором.
  • Музыкальный фильм — мюзикл или оперетта, перенесенная с театральных подмостков на киноэкран. Много песен, танцев, красивые костюмы и декорации. Обязательно присутствуют элементы мелодрамы и часто «хэппи-энд». Насилие если и есть, то в самой безобидной форме.
  • Эротический фильм — этот жанр, рассчитанный в основном на мужчин, имеет стабильный успех. Фильмы этого жанра направлены на то, чтобы вызвать у зрителя сексуальное возбуждение и эротические фантазии. Несовершеннолетние на сеансы не допускаются.
  • Порнофильм — порнография в кино. Жестче и более откровенный вариант эротического фильма. Во многих странах публичная демонстрация таких фильмов запрещена, разрешен только показ в закрытых клубах и распространение на видео.
  • Триллер (от англ. thrill — трепет) — так называют фильмы, стремящиеся создать у зрителя ощущение напряженного переживания, волнения. Жанр не имеет четких границ. Часто к триллерам относят детективно-приключенческие фильмы, акцент в которых смещен на подготовку к какому-то уникальному преступлению. К триллерам также часто относят фильмы ужасов.
  • Мистический триллер — фильм на грани триллера и фильма ужасов. Сюжет построен на столкновении героев с каким-либо непонятным, мистическим явлением. Часто речь идет об оккультизме, колдовстве, пришествии антихриста и т.п..
  • Катастрофа — фильм, герои которого попали в катастрофу и пытаются спастись. Речь может идти как о природной катастрофе (смерч, землетрясение, извержение вулкана и тому подобное) или техногенную катастрофу (крушение самолета, например).
  • Фильм ужасов — к этому жанру относят фильмы, которые призваны напугать зрителя, вселить чувство тревоги и страха, создать напряженную атмосферу ужаса или мучительного ожидания чего-либо ужасного (саспенс). Сюжет фильмов ужасов часто построен на появлении серийного убийцы в каком-нибудь спокойном, не вызывает страх, месте. Еще одна излюбленная тема — появление в мирной обстановке кровожадного монстра (генетического мутанта, инопланетянина, зомби и т.п.). В фильмах часто присутствуют шокирующие кадры истерзанных человеческих тел.
  • Фантастический фильм — жанр кинематографа, главной идейно-эстетической установкой которого является диктат воображения над реальностью. Действие фильмов этого жанра происходит в будущем, прошлом или в «параллельном мире». События фильма зачастую намеренно противопоставляются обыденной действительности и привычным представлениям о правдоподобии.
  • Фэнтези — поджанр, основанный на особом «сказочном» художественном мире. Этот мир напоминает средневековье, но населен мифическими существами, наполнен магией и колдовством, и имеет собственную развитую мифологию.
  • Фантасмагория — фильм о чем-то совершенно нереальном, изображающий причудливые видения, бредовые фантазии. Этот жанр несколько перекликается с абстракционизмом в живописи.
  • Звездные войны — поджанр, получивший свое название от известной серии фильмов. Сюжет фильмов этого жанра, соответственно, разворачивается в далеком будущем на далеких планетах, в космосе или на космических станциях.
  • Киберпанк — поджанр, который фокусируется на компьютерах, высоких технологиях и проблемах, возникающих в обществе в связи с неправильным применением достижений прогресса. Основой сюжета часто является борьба хакеров с могущественными транснациональными корпорациями.