Международная логистика: факты и цифры

Кризисные явления в мировой экономике привели к тому, что одни страны погрузились в глубокую стагнацию, в то время как другие, наоборот, были выведены на новый этап развития. Например, в США значительно сократился объем трансатлантических перевозок. Этот сегмент рынка активно осваивают азиатские компании. Первым был Китай, чья мощная экономика одной из первых пересекла черту кризиса. Те или иные изменения произошли в каждом секторе международного рынка логистики. Каждый вид транспорта по-своему реагирует на влияние извне.

Международные железнодорожные перевозки

Популярность железнодорожного транспорта https://tlt.volga.news/650660/article/populyarnost-gruzoperevozok-v-rossii.html объясняется выгодными тарифами, низкой стоимостью перевозки из расчета 1 тонна на 1 км и возможностью взаимодействия с мультимодальными схемами (например, груз доставляется морем, а затем перемещается на железную дорогу в том же контейнере). Общая протяженность железных дорог в мире составляет 1,2 млн км. 240 тыс. из них расположены в США и 90 тыс. км в Канаде. В России цифра меньше — 86 тыс. км. Плотность сети высока только в европейских странах. Абсолютные лидеры среди грузов — уголь и строительные материалы. Для владельцев небольших партий этот вид перевозок остается убыточным: невозможно доставить от двери до двери, сложно планировать из-за длительных сроков, необходимо нести расходы на погрузку и разгрузку товара при мультимодальных перевозках.

Международные морские перевозки

Это самый дешевый вид транспорта. Он обеспечивает в среднем 75% перевозок между всеми государствами мира. Лидеры мирового торгового флота — Япония, Греция, Кипр, Китай, США. Активно используются так называемые суда под «дешевыми» флагами, принадлежащие Либерии, Панаме, Сингапуру и т.д. Стоимость перевозки в их случае в 3 раза ниже, чем на европейских судах, в том числе за счет налоговых льгот. Первое место в международных морских грузоперевозках занимают нефть и нефтепродукты. Крупные грузопотоки формируются в Персидском заливе в направлении Европы, Японии и США. Важное значение имеет перевозка угля и железной руды. Доставка зерна также занимает значительную долю.

Авиаперевозки

Авиадоставка наиболее развита там, где имеется плотная сеть авиакомпаний. Парк воздушных судов наиболее значителен в США, Канаде, Франции, Германии и Австралии. Схема грузооборота объединяет более 1 тыс. аэропортов по всему миру. Тем не менее, на авиацию приходится очень небольшая часть мировых грузоперевозок — не более 1-2%. Это связано с высокой стоимостью транспортировки и большим количеством ограничений. Авиационный транспорт используется в основном для перевозки скоропортящихся и уникальных грузов. Неоспоримым преимуществом является скорость — авиадоставка является единственным способом быстрой доставки груза на большие расстояния. На фоне снижения спроса расходы продолжают расти. Цены на топливо и расходы на обслуживание воздушных судов растут.

Грузоперевозки

Общая протяженность дорожной сети мира превышает 23 миллиона км. Треть дорог сосредоточена в Северной Америке, четверть — в Западной Европе. Ключевую роль играют трансконтинентальные магистрали. Это, например, шоссе через пустыню Сахара в Африке, дорога от Атлантического до Тихого океана через Соединенные Штаты, Панамериканское шоссе, соединяющее Северную и Южную Америку, и ряд других.

Международные автомобильные перевозки отличаются высокой мобильностью. Они позволяют доставлять грузы в любую точку, где есть дорога. Грузовики легко комбинируются с другими видами транспорта. Согласно статистике, средняя дальность перевозки 1 тонны составляет менее 50 км. В основном, это доставка из морских портов или железнодорожных станций. Перевозки на большие расстояния нерентабельны из-за высоких затрат и ограниченного грузового пространства.

Вид автомобильного транспорта во многом влияет на стоимость доставки груза. Конкуренция существует не только между районами, но и конкретными компаниями. Поэтому тарифная система, используемая перевозчиками, очень гибкая. И это позволяет каждому клиенту подходить индивидуально. Тарифные ставки включают как специфические характеристики груза, так и общую заинтересованность государств в поддержании определенного грузопотока.

Цена имеет значение

Итак, самыми дорогими являются авиаперевозки, наиболее доступными по стоимости являются морские перевозки (тип судна, расстояние между пунктами отправления и прибытия, время имеют смысл). На это также влияют количество транзитных стран, которые необходимо преодолеть на пути к конечному пункту назначения, транзитные платежи, условия оплаты и т.д., поэтому можно выделить основные группы параметров:

  • при организации перевозки учитывайте размеры груза, его свойства, стоимость, расстояние доставки, услуги экспедирования и страхования и т.д.;
  • при подготовке документов: количество таможенных кодов, необходимость выдачи сертификатов и т.д.;
  • при хранении на складе: объем груза, условия хранения, сроки и т.д.