Безопасность на дорогах станет делом добровольным

Безопасность на дорогах станет делом добровольным

В МВД России предложили сделать технический осмотр частных легковых машин не обязательным, а добровольным. Соответствующие изменения предлагают внести в федеральные законы «О техническом осмотре» и «О безопасности дорожного движения».

Глава Госавтоинспекции Михаил Черников сообщил, что ответственные автолюбители заинтересованы в исправности своего транспортного средства, а потому сами должны проходить проверку. Возможность делать это в удобное время и комфортных условиях позволит сократить число аварий из-за неполадок.

Черников признал, что сегодня многие водители оплачивают услугу по проведению техосмотра лишь для того, чтобы беспроблемно оформить полис ОСАГО, при этом реальная диагностика автомобиля не производится. Поэтому и смысла в этой процедуре не много. Ранее МВД уже выступило с инициативой по разделению полиса ОСАГО и диагностической карты. Законопроект находится на рассмотрении Госдумы, и если его примут, получение полиса обязательного страхования вообще не будет зависеть от техосмотра.

Кроме того, правительство РФ также продлило действие оформленных ранее диагностических карт до 1 октября 2021 года, пока что избавив автовладельцев проходить ТО по новым правилам, введенным с 1 марта. По ним была введена фотофиксация процедуры с внесением в электронную базу информации о координатах места нахождения машины на момент техосмотра, но ряд операторов заявил о затруднениях в связи с переходом на новые правила работы.

Новая инициатива о добровольном ТО не затронет такси, грузовики, автомобили предприятий и автобусы, то есть транспорт, который используется для профессиональных перевозок. Добровольный техосмотр легковушек, по мнению авторов документа, позволит ГАИ сосредоточиться как раз на осмотре этих транспортных средств, поскольку те же водители такси часто относятся к автомобилям безответственно, буквально «убивая» их на дорогах, но экономя на обслуживании.

В большинстве своем автоэксперты сочли предложение МВД хорошей идеей. Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин признал, что последние десятилетия процедуру техосмотра в России нельзя было назвать прозрачной, так как автовладельцы давно придумали, как обойти систему. Координатор общественного проекта «Движение» Андрей Орел добавил, что, по его подсчетам, как минимум 80% владельцев автомобилей просто покупают ТО для того, чтобы получить необходимую для страховки бумажку, а состояние машины на самом деле никак не оценивается. Поэтому если отменить эту процедуру, количество аварий на дорогах не изменится.

«Люди, которые эти техосмотры покупали, просто теперь не будут этого делать. Это просто формальность, ну и минус прибыль для тех, кто на этом „сидел“, то есть продавал эти техосмотры», — говорит Орел.

Главный редактор журнала «Движок» Илья Огородников также выразил мнение, что отвязка ОСАГО от техосмотра — ожидаемое решение, так как реформы техосмотра, ОСАГО и государственной регистрации ТС не удались.

«На данный момент вся структура института ОСАГО, техосмотра и регистрации ТС требует полной перезагрузки, основной для которой должна стать система, не завязанная на получение прибыли, поскольку речь идет о социальной-правовой безопасности около 40 млн жителей России», — считает эксперт.

Шеф-тренер экспертного центра «Движение без опасности» Владимир Бахарев в комментарии «СП» отметил, что из описания предложенных изменений не совсем понятно, хотят ли в ГАИ сделать техосмотры вообще необязательными, или диагностическая карта все же будет требоваться для каких-то процедур, просто автовладелец сможет пройти проверку в удобное для себя время и не привязывать ее к полису ОСАГО.

Если речь идет о полной отмене, то такая добровольность техосмотра не может не вызывать вопрос о безопасности на дорогах. Если раньше для большинства водителей ТО были формальностью, то теперь получается, что даже этой формальности не будет. В МВД, судя по всему, предполагают рассчитывать исключительно на ответственность самих водителей, для которых проверка транспортных средств вообще-то означает собственную безопасность и безопасность окружающих. Но не все специалисты согласны с тем, что автолюбителям не потребуется дополнительного стимула к проверке своих «железных коней».

Виктор Травин считает, что добровольность должна предусматривать и большую ответственность. Например, если авария случилась именно по вине технической неисправности из-за не пройденного техосмотра, это может стать отягчающим фактором. Впрочем, от МВД таких инициатив пока не поступало.

Автоэксперт, автоюрист Дмитрий Славнов считает, что в вопросе безопасности на дорогах целиком полагаться на добросовестность автовладельцев не стоит. Вместо этого он предлагает ввести другой механизм техосмотра, который будет связан со страхованием автотранспорта:

— Пока диагностические карты осмотра машин в одних руках, а страховка — в других, так и будет у нас не пойми что. Сегодня автовладельцы едут на пункт техосмотра, там формально получают диагностическую карту и с ней идут в страховую компанию. Но ведь если случилось ДТП, компенсацию у нас выплачивают именно страховые компании, поэтому вполне логично было бы передать задачу технического осмотра автомобилей им.

Страховщик должен видеть, что он страхует. И, поверьте, такая система будет намного эффективней и безопасней. Если приедет условное ведро с болтами, у которого не сегодня-завтра полетит тормозная система или отвалится колесо на дороге, что спровоцирует аварию, никакой специалист даже за большие деньги его не застрахует. Потому что потом выплачивать компенсацию он будет из своего кармана. В то же время, человек с 30-летним опытом вождения и на качественной новой машине получит скидку, потому что от него угроза меньше.

Кроме того, многие автовладельцы проходят ТО у своих официальных дилеров, которые заинтересованы в том, чтобы на их машине ездили дольше. Можно было бы взять за базу диагностической карты сервисную книжку, потому что дилер тоже несет ответственность за автомобиль.

Как мне кажется, все эти игры с диагностическими центрами, добровольный осмотр только частных машин и прочие меры — это переминание с ноги на ногу.

«СП»: — То есть вы считаете добровольность ТО не лучшей идеей?

— Мне кажется, на сознательность граждан рассчитывать не стоит. Я бы все-таки передал диагностические функции в руки страховщиков и приравнял бы ТО у официальных дилеров к получению диагностической карты. Вот такая система действительно бы работала и повышала безопасность на дорогах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика