Нам нужны такие корабли на море?

Нам нужны такие корабли на море?

Фото: Министерство обороны РФ

Сложилась очень своеобразная, я бы сказал – двоякая ситуация. С одной стороны, патрульный корабль проекта 22160 «Сергей Котов» вышел в море для испытаний – это при нашем положении с кораблями, очень даже радостное событие. Тем более, что «Сергей Котов» — это четвертый корабль в серии, который пополняет собой ряды Черноморского флота России.

В составе Черноморского флота уже действуют три собрата по проекту: «Василий Быков», «Дмитрий Рогачев» и «Павел Державин».

Нам нужны такие корабли на море?

«Сергей Котов» до конца года будет проходить плановые испытания, после чего корабль официально встанет в строй Черноморского флота.

Это хорошо? Отчасти. Плохое в этой новости то, что «Сергей Котов», как бы это помягче сказать… неполноценный корабль.

Нет, как просто патрульный корабль, в задачи которого входит обычное патрулирование водного района, корабль проекта 22160 вполне хорош. Особенно те корабли, которые с отечественными Коломенскими дизелями. Может, не так быстро, как под немецкими MTU, зато надежно и ремонтоспособно.

В общем и целом, патрулирование территориальных вод, 200-мильной экономической зоны, как в открытых, так и закрытых морях. Пресечение деятельности пиратов и контрабандистов, конвоирование кораблей и судов в случае необходимости, охрана военно-морских баз и водных районов, разведывательная деятельность. Это в мирное время.

В военное время ценность корветов резко падает. Изначальный комплект вооружения на кораблях более чем скромен. Одна 76,2-мм артиллерийская установка АК-176МА (б/к 304 выстрела) и два пулемета 14,5-мм в установках МТПУ «Жало». Плюс там еще гранатометы и пулеметы 12,7-мм.

Ракетное вооружение корвета состоит из восьми ПЗРК «Игла-С» или «Верба». То есть – чуть больше, чем ничего. В принципе, с помощью ствольной артиллерии и ПЗРК корвет сможет оказаться опасным противником для пары вертолетов. Но не более того. Для того, чтобы стать более серьезным кораблем, нужно более серьезное вооружение. А его нет.

Есть позитивный момент: на кораблях установлена радиолокационная система «Позитив-МК», о которой можно сказать только то, что это весьма прогрессивная система с большими возможностями. Да и дальность работы до 300 км как бы намекает на то, что корабли с «Позитив-МК» достойны большего в плане вооружения.

Но если говорить о чем-то более серьезном, нежели перемалывания винтами соленой воды – здесь корветы пока не очень серьезно смотрятся.

Да, в проекте корабли указаны, как первые в России модульные корабли. То есть, в принципе, корветы проекта 22160 могут быть дооборудованы каким угодно в теории вооружением, которое будет размещено в контейнерных установках.

Нам нужны такие корабли на море?

Фото: Артём Балабин / balabin-1712.livejournal.com
Именно за счет модулей планировалось оснащать корабли различными ударными системами. Ударное ракетное, противолодочное, системы ПВО и так далее. Фантазировать можно до бесконечности.
Однако все не так просто, как хотелось бы.

На кораблях должна была быть установлена боевая информационно-управляющая система, которая была бы способна осуществлять управление всеми модульными системами, которые устанавливались бы на корабль. Согласитесь, все-таки управление тактическими крылатыми ракетами и противодействие подводным лодкам требуют различного оборудования и различных способов обработки информации.

И одновременно с БИУС должны были быть разработаны модули. И тогда картина была бы просто великолепная: корабль обладает прекрасной оперирующей системой, модулями, которые можно менять в зависимости от требований момента, а система прекрасно будет управлять модулями при любом раскладе.

Все хорошо, кроме исполнения.

Впрочем, тут стоит посмотреть на родоначальников. На американцев. Именно в США были разработаны первые проекты таких кораблей, и именно в США наши (и не только наши, чего греха таить) адмиралы были очарованы концепцией модульных кораблей.

В США были разработаны сразу две линейки модульных кораблей прибрежной зоны, «Фридом» и «Индепенденс». Корабли Littoral combat ship (LCS) – это интересная разработка, но, увы, не лишенная недостатков, главным из которых стали проблемы с двигательными установками.

Нам нужны такие корабли на море?

Однако, существовали еще две проблемы, которые американцы не смогли решить и в итоге отказались от постройки литоральных кораблей в больших количествах. Действительно, стоимость в 500 миллионов долларов БЕЗ модулей – это перебор.

А модули в США… тоже не доделали. Произвели довооружение кораблей, чтобы они могли хотя бы отбиться от самолета в ближнем бою, и на этом все. Не зря в американском флоте Littoral combat ship озвучивают как Little Crappy Ship – «маленький дрянной кораблишко».

Тут стоит отметить, что наши корветы проекта 22160 очень выгодно отличаются от американских литоральных кораблей именно в плане мореходности. В целом, если у корветов и есть достоинства, то это как раз хорошая мореходность, приличная скорость и более чем достаточная дальность плавания. 25 узлов полного хода и 6000 миль при 16 узлах – это, конечно, не то что у американских кораблей, зато эти цифры наши корветы развивают и достигают без фатальных поломок, как у американских литоралов.

Так что российские модульные корветы пока являются вполне приличными патрульными кораблями прибрежной зоны. Боевые возможности с имеющимся на борту вооружением, конечно, минимальные. Антитеррористические операции и действия против контрабандистов и не более того.

Нам нужны такие корабли на море?

Фото: Министерство обороны РФ
Стоит вспомнить, что проект 22160 начали разрабатывать в начале двухтысячных годов, когда с американскими литоралами все было еще не так понятно. Они только строились, и тогда было еще рано делать выводы о том, насколько удачными получились корабли и будут ли экономически оправданными модульные устремления.

Сперва с модулями все казалось очень интересно. Действительно, смотрелось очень прогрессивно: пусковые установки ракет, гидроакустическое оборудование, помещения для штаба эскадры, госпиталь – корабль мог приобрести любую конфигурацию в зависимости от требований момента.

Возникал только момент, при котором для каждого корабля необходимо было иметь несколько экипажей, под каждый набор модулей.

Многие страны пошли по этому пути. Американцы, естественно, стали первыми, и тут выяснилось, что все не так прекрасно, как хотелось бы в плане модульности.

Оказалось, что корабли плюс модули стоят намного дороже, чем просто нормальные корабли. Плюс смена модулей, которая некоторым представлялась чем-то типа смены сим-карт, оказалась несколько более долгим процессом, чем заявленные в проекте 48 часов. Выяснилось, что смена модуля на «Фридоме» может занять до месяца. Это не просто вынуть один контейнер и вставить на его место другой. Переподключение коммуникаций, юстировка и настройка оборудования, — все это может потребовать в разы больше времени.

Итогом стало признание американцев в 2016 году, что все литоралы будут достраиваться в разных конфигурациях, без оглядки на модульность.

Все запланированные двадцать четыре корабля, включая и те, которые только будут построены, распределят по шести дивизионам. По три дивизиона для класса «Индепенденс» и столько же класса «Фридом». Каждый дивизион будет оснащён своими типами модулей – противоминным, противолодочным и модулем борьбы с катерами и лодками.

Корабли в составе дивизионов будут отрабатывать исключительно свои задачи, под которые они ориентированы. Сменных экипажей не будет.

Так умерла модульная программа в США. А что в России?

В России все примерно в том же объеме. Модульные корабли есть, а модулей нет. Точнее, есть парочка выставочных образцов, которые демонстрируются на различных выставках.

Однако и у нас выяснилось, что построить полноценный корабль значительно дешевле, чем модульный и модули к нему. Но главное – это неизбежно возрастающие не только финансовые затраты, но и человеческий фактор. Модули надо будет обслуживать, для этого нужны будут команды специалистов, что также повлечет за собой дополнительные траты.

Но, стоит сказать, что адекватных решений пока не нашли ни в одной стране. Бытует мнение, что все-таки проще построить корабли и оснастить их, а потом закупить для них дополнительное оборудование.

Получилась очень своеобразная ситуация: корабли есть, а дополнительного оборудования в виде модулей для них нет, и как становится понятно, не предвидится.

Понятно, что все это у нас вышло не от хорошей жизни. Надо было хоть чем-то компенсировать отсутствие новых кораблей в составе флотов. Тем более американская идея давала надежду на появление универсальных и недорогих кораблей.

В итоге у нас четыре корабля, которые представляют собой патрульные корабли без шансов стать универсальными корветами. А всего их будет шесть. Шесть кораблей с приличным для такого класса водоизмещением, позволяющим разместить более серьезное вооружение, чем исходное.

И с отечественными силовыми установками, что тоже весьма неплохо. Ведь только первый корабль серии был изготовлен с немецкими дизелями, остальные есть и будут с российскими. Это весьма положительный момент.

Получается, что новые корабли по-хорошему сразу после испытаний надо отправлять на заводы и там довооружать. Возможно, это не лучший вариант развития событий, но может оказаться так, что единственный.

Если посмотреть на то, какое водоизмещение у кораблей проекта 22160 (1800 тонн полное) против, скажем, малых противолодочных кораблей типа 1124М «Альбатрос» (1080 тонн полное) и сравнить количество вооружения на кораблях, то явно, «Альбатросы» вооружены сильнее.

То есть, у кораблей проекта 22160 есть куда и за счет чего устанавливать ракеты, гидроакустические станции и прочие полезные вещи. Необходимо просто доработать корабли и на выходе получить, пусть и затратив время и деньги, вполне приличные корветы, способные оперировать вдали от берегов.

Это лучше, чем держаться за эту модульную идею, которая не сыграла даже в более развитых в судостроительном отношении странах.

Нам вообще очень нужны новые корабли на море. Способные выполнять самые разные боевые задачи. И наличие новых кораблей с водоизмещением как у корвета, но с вооружением противодиверсионного катера – этого мы себе позволить просто не можем. Автор:Роман Скоморохов
Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика